Три Спаса: яблочный, медовый, ореховый — как праздновать

С незапамятных времен на Руси принято отмечать Три Спаса: Медовый, Яблочный и Ореховый. Даты их празднования выпадают на август: 14, 19 и 29 число соответственно. В эти дни традиционно проходит сбор урожая, поэтому люди запасаются на зиму фруктами, овощами и зерном.Название «спас» связано не только с припасами, но и со спасителем. Так совпало, что 19 августа одновременно отмечается и Преображение Господне. Поэтому верующие на этот праздник приходят в храмы и освящают дары природы – мёд, яблоки, орехи и вообще любые плоды со своего участка.

Три Спаса: яблочный, медовый и ореховый — отмечают в августе

№1 Первый Спас – мокрый, или «Спас на воде» – в этот день следует запастись святой водой.

Ежегодно во время августовской жары в Константинополе случались страшные эпидемии, которые уносили с собой тысячи жизней. В IX веке для предотвращения очередного мора византийские правители вынесли для всенародного поклонения великую христианскую реликвию, хранящуюся в царских покоях. Часть Животворящего Креста, того самого, на котором страдал Христос, установили посреди храма Святой Софии. У Честного Древа совершались водосвятия, с ним обходили крестными ходами городские улицы – и многочисленные недужные получали исцеления.

Смертоносная эпидемия была остановлена, а традиция выносить часть Животворящего Креста для поклонения и святить воду стала ежегодной. На Руси это празднование объединилось с воспоминанием о Крещении Руси, которое согласно хронографам XVI века случилось 1 августа 988 года (по старому стилю). И сегодня в этот день в православных храмах совершается чин освящения воды.

Побывать на молебне и принести домой святую воду – «правильная» традиция. Хотя название «Спас на воде» является народным выражением, а не названием церковного праздника.

История Третьего Спаса

История этого православного праздника уходит корнями в далёкое прошлое, когда Иисус ходил по миру и проповедовал православную веру. В одном городе под названием Едесса правителем был царь Авгарь, страдавший ужасными язвами, полностью покрывавшими его тело, и ни одному целителю не удавалось помочь мучавшемуся правителю. Но вскоре в Едессу долетели слухи о Сыне Господа, который находясь на Земле творил невероятные чудеса. Царь решил, что это его единственное спасение и написал Иисусу письмо, в котором просил помочь ему и спасти от ужасного недуга. Своё послание Авгарь отправил вместе с художником по имени Ананий, которого попросил изобразить Сына Господа на холсте.

В Иерусалиме художник нашёл Иисуса, вокруг которого толпилась огромное количество жителей, поэтому Ананий даже не смог прикоснуться к Учителю. Поднявшись на высокий камень, художник хотел изобразить Иисуса на холсте, но все попытки оказались тщетны. В один момент, Христос заметил Анания и подозвал к себе, после чего попросил чашу, наполненную водой и убрус. Иисус умыл лицо своё в чаше и вытерся полотенцем, на котором запечатлелся его лик. Именно это полотно с изображённым ликом Учителя принёс художник царю Авгарю.

Вскоре Авгарь был исцелён руками одного из последователей Иисуса, святым Фаддеем, а образ Спаса Нерукотворного царь повесил над вратами, ведущими в город.

№2 14 августа на первый (Медовый) Спас следует освятить мед. Он получит целительную силу.

14 августа православным, во-первых, следует вспомнить Того, кто орудие позорной казни сделал древом жизни, во-вторых, вступить на поприще Успенского поста. Празднество этого дня связано не с продуктами пчеловодства, а с утвердившейся традицией износить часть Животворящего Креста для общенародного поклонения.

А Медовым праздник назван в народе, потому что в это время наступает срок сбора нового меда. Наши верующие предки во всех делах уповали на Господа, любое, даже самое малое, начинали и завершали молитвой, а в знак благодарности за дары и милости несли в церковь Богу всё самое лучшее, что у них было. А так как в этот день совершалось освящение воды, то появилась благочестивая традиция заодно освящать именно мед. Но это никак не связано с истинным значением праздника.

Территория Счастливой Жизни

В августе отмечают один из самых красивых церковных праздников – Медовый Спас. Праздник с глубоким христианским смыслом и языческим происхождением. Любой церковный праздник связан с особыми религиозными событиями, что накладывает отпечаток на его традиции. Попытаемся выяснить, как нужно провести 14 августа, чтобы не нарушить основные принципы и защитить себя и свой дом от нечисти.

Спасом (сокращенная форма от слова Спаситель, Иисус Христос) называют три летних праздника, посвященных Христу: Медовый Спас, Яблочный Спас и Ореховый Спас.

Медовый Спас – 14 (1) августа. В этот день православная церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Также начинается Успенский пост – самый короткий, но строгий почти как Великий пост. Пост предваряет праздник Успения Божией Матери. А его первый день – Происхождение (или Изнесение: слово Происхождение означает крестный ход) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В центр храма на утрени выносится Крест: до субботней вечерней службы все верующие могут ему поклониться.

Август – щедрый и красочный месяц. Причем его богатство связано не только с дарами природы, урожаем, но и народными, церковными праздниками. Череду этих торжеств начинает Медовый Спас,стартует Спасовка. Именно с этого дня начинается Успенский пост или Лакомка, уборка урожая и подготовка к зиме, лето поворачивается на холода, а птицы – на юг. Неспроста народ встречает август, а дата припадает как раз на 1 число по старому стилю, пышными гуляниями. С историей праздника и традициями Медового Спаса связано множество исторических названий этого дня, что и стало основой для многих обрядов, ритуалов, примет.

Фактически, народное празднование перед началом сбора урожая – это способ задобрить языческих Богов, чтобы они дали хорошую погоду и возможность поработать на славу. Традиционные гуляния проходили особенно пышно: с плясками и песенками под гармошку, разжиганием костров и накрытием пышных столов в селениях. Само же название Спас связывают с обычаем помогать вдовам и сиротам перед наступлением холодов, что помогало спасти их жизни.

История Медового Спаса

Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня был установлен в IX веке в Константинополе: каждый год часть Животворящего Креста, который хранился в домовой церкви греческих императоров, приносили в храм Святой Софии и освящали воду для исцеления болезней. Первый день августа был выбран именно потому, что в этом самом жарком месяце особенно распространялись болезни, люди же прикладывались ко Кресту, на котором был распят Христос, пили освященную им воду и получали долгожданное здоровье.

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами.

В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Таин, обратился с горячей молитвой к Богородице: «Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров». Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага.

Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

С этой статьёй так же читают: Благовещение Пресвятой Богородицы

В Русской Церкви одновременно с празднованием Всемилостивому Спасу соединяется воспоминание совершившегося 1 августа 988 г. Крещения Руси, в воспоминание чего установлено совершать в этот день малое освящение воды. Поэтому в народе этот праздник иногда называют «Мокрый спас».

Наконец, третий праздник дня – память о святых Ветхозаветных мучениках Маккавейских, которые силой веры преодолели соблазн вероотступничества и, претерпев кратковременное мучение, сподобились спасения и вечной блаженной жизни в Царствии Божьем.

Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, а также их мать Соломония и учитель Елеазар пострадали в 166 году до н. э. от сирийского царя Антиоха Эпифана. Антиох Эпифан, проводя политику эллинизации населения, ввёл в Иерусалиме и всей Иудее греческие языческие обычаи. Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.

Девяностолетний старец — законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твёрдостью пошёл на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара: семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они, бесстрашно признав себя последователями Бога Истинного, отказались принести жертву языческим богам.

Старший из мальчиков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить его к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Мальчик так же твёрдо перенёс муки, как и его старшие братья.

После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась.

Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил священника Маттафию и его сыновей, которые подняли восстание против Антиоха Епифана, длившееся с 166 по 160 г. до н. э. и, одержав победу, очистили Иерусалимский храм от идолов.

Смысл Медового Спаса

Само название «Спас»» указывает на то, что все помянутые события так или иначе связаны со Спасителем мира, Господом Иисусом Христом и напоминают нам о необходимости веры в Него и упования на Его милость. Но Спасителем может назвать Господа только тот, кто осознаёт своё положение как опасное, гибельное. И если мы это своё подлинное положение забываем, то нам его помогают осмыслить драматические события и обстоятельства, превосходящие наши силы и грозящие нам многими лишениями и даже самой смертью.

Изнесение Честных древ для нас — это не только обряд поклонения животворящему Кресту, не только проявление благоговения, но и повод исповедовать свою немощь перед величием и сложностью этого мира, в котором человек без Божьей помощи подобен пылинке в ураганном вихре. Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. И тогда даже пожары, засуха, жара — могут сделаться для нас источником жизни, покаянного осмысления суетности этого мира, осознания высшего призвания души, могут стать для нас началом реального обращения к Богу.

Ко дню, когда мы вспоминаем и чтим означенные события, приурочено и начало Успенского поста. Пост этот, двухнедельный и строгий, подготавливает нас к празднованию Успения Пречистой Владычицы Богородицы 28 (15) августа.

Жизнь Пречистой Владычицы была полна невзгод и лишений, ей суждено было перенести муку матери, видящей мучения распятого Сына, и не только Сына, но предвечного Бога, безгрешным своим человеческим естеством страдающего невинно за грехи всего мира.

Конечно, эта боль, эти страдания Голгофского предстояния были главной скорбью Пречистой Владычицы в её земной жизни. И воспоминания этого события снова возводит нас к трепетному созерцанию непостижимой тайны искупительной Крестной Жертвы Спасителя, Жертвы, преобразившей орудие смерти в животворящее победоносное Древо Креста Господня.

С этой статьёй так же читают: Что обязательно нужно сделать в Прощеное воскресенье

Само Успение Пресвятой Богородицы осознаётся христианами как праздник разрешения от многотрудных уз земной жизни, праздник полного воссоединения Пречистой Матери со Своим Возлюбленным Сыном. Но период, предшествовавший этому торжеству, был полон житейских горестей, скорбей тем больших, чем большую праведность являла Пресвятая Богородица. В напоминание о скорби пречистой Матери, о необходимости воздержанной и строгой жизни и установлен этот пост.

Традиции Медового Спаса

Почему же в народе этот праздник называют именно Медовым Спасом? К этому времени поспевает мёд нового сбора и это, конечно, дар Божий, вот почему принято сбор приносить для освящения в храм, благодаря Бога и вкушая мёд уже не просто как лакомство, а как явственное, ощутимое воплощение Божьей благодати, милости к нам, достойным «всякого осуждения и муки». В этот же день по давней традиции совершается малое освящение воды, лекарственных трав и мака.

После освящения меда в этот день угощали им всех желающих и в первую очередь раздавали мед бедным. В старину даже говорили, что «на первый спас и нищий медку попробует». Тем не менее, нужно помнить, что освящение меда в этот день — это всего лишь благочестивая традиция. Подобные традиции (как, например, освящение яблок на праздник Преображения Господня) вполне естественны для сознания православного человека. Земля и все живущее на ней производят плоды по промыслу Божию, а человек, принимающий участие в производстве этих плодов, в знак благодарения Богу за помощь в этом деле приносил первые выращенные плоды в храм.

Поэтому сама по себе традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается православной Церковью в этот день. Освященный нектар частично жертвуется церкви. Хозяева старались поздравить знакомых и раздать как можно больше меда, чтобы их пчелы на следующий год были еще трудолюбивее. Первую ложку меда нужно съесть, загадав сокровенное желание, – оно обязательно исполнится.

Именно на Маковый Спас открываются медовые ярмарки, где пасечники предлагают отведать свои лучшие сорта меда. Такие ярмарки сопровождаются музыкальными выступлениями, конкурсами, играми.

Но до следующего Спаса, который выпадал на 19 число, запрещено угощаться дарами яблонь и груш. Поэтому обычай макать сочные яблочки в ароматный мед лучше отложить до Яблочного спаса.

На Маковея отпраздновать лучше с медовухой и медовой выпечкой. Хозяйки пекут медовики, рулеты с маком, подают блины с медом. Поздравлять друзей принято, даря медовые коврижки и маковейчики.

Маковейчик

Из древних языческих времён пошла традиция делать красивейшие букеты из трав и цветов на Маковея, которые служат оберегом от бед и несчастий. С появлением христианства традиция никуда не ушла. Только теперь букеты можно освятить в церкви вместе с мёдом и маком. В современности такие букетики можно купить в любом магазине, но считается, что женщина должна собрать его сама. Этим она вкладывает в оберег всю свою доброту, ласку и положительную энергию. В древности в состав букета входили 17 трав. Сейчас он немного изменился, но обязательно должны присутствовать:

  • подсолнечник, который символизирует тепло;
  • калину, сохраняющую любовь и красоту;
  • календулу, оберегающую от нечисти и недугов;
  • донник, предотвращающий ссоры;
  • тирлич, дающий девушкам и женщинам привлекательность;
  • володушку, обеспечивающую теплотой и нежностью;
  • душицу, способствующую продолжению рода;
  • мяту, которая давала семье доверительные отношения;
  • овес, символизирующий достаток в доме и урожай на полях;
  • полынь, оберегающую от зависти и злых людей.

Такой оберег перевязывают красной лентой и после освящения хранят в доме на подоконнике до следующего года.

Рецепты на Медовый Спас

Как хорошие хозяева, накрыв праздничный стол, ждут прихода гостей, так и верующие ждут церковного благословения на вкушение меда, тем более, что мед – один из самых вкусных и полезных постных продуктов. Он очень полезен для здоровья: нормализует работу многих внутренних органов, улучшает состав крови, повышает иммунитет.

С этой статьёй так же читают: Собор Иоанна Крестителя

Перед тем, как мед освящать, убедимся в его должном качестве. Специалисты говорят о двух способах определения качества меда.

Первый – переливание. Нужно зачерпнуть мед ложкой и перелить его в другую емкость, держа ложку повыше. Если мед льется тонкой, ровной, непрерывающейся «нитью» или лентой, то он достаточно хорошо приготовлен. Можно также перевернуть ложку несколько раз: хороший мед не стекает с ложки, а «наматывается» на нее.

Второй способ – обмакнуть в каплю меда простой мягкий ( «М» или «2М») карандаш. Если темнеет от графита, значит, мед не качественный.

Настоящий мед легко растирается между пальцами и впитывается в кожу, чего не скажешь о подделке, которая при растирании оставляет на коже комочки.

Когда мед выбран и освящен, можно приступить и к приготовлению постных продуктов на радость домашним.

Постная медовая коврижка:

  • 1 стакан сахарного песка,
  • 1 стакан воды,
  • 2 ст ложки мёда,
  • 1 ч ложка соды,
  • 0,5 ч ложки разрыхлителя,
  • 2 ст ложки какао или кофе,
  • 0,5 стакана изюма,
  • 0,5 стакана измельчённых орехов,
  • 0,5 стакана растительного масла,
  • 1,5-2 стакана муки,
  • по щепотке корицы и кориандра.

В миску насыпать сахар, налить воду и растительное масло, немного нагреть, добавить мёд. Размешать, чтобы сахар и мёд растворились. Смешать в отдельной посуде соду, какао или кофе, пряности, потом добавить это в смесь масла, воды и мёда и тщательно вымесить ,чтобы не было комков. Добавьте орехи, изюм и муку с разрыхлителем. Муки нужно столько, чтобы тесто напоминало густую сметану. Выпекать в форме, выстланной пекарской бумагой или смазанной маслом и присыпанной мукой, 30-35 минут при 200 градусах.

Коврижку можно есть в таком виде или разрезать поперёк и прослоить любым джемом или вареньем.

Меренга медовая

Пшеничную муку хорошо перемешать с сахарной пудрой, добавить натертую цедру 1 лимона, толченые корицу и гвоздику по вкусу, немного соды и меда (столько, чтобы тесто было не очень крутым, но и не жидким).

Из теста раскатать лепешки толщиной 5 мм, вырезать кружочки и печь на смазанном маслом противне. Когда печенье охладится, сбрызнуть белой сахарной глазурью.

Квас медовый

  • 800г. меда,
  • 2лимона,
  • 25г. дрожжей,
  • 5л. воды.

В кипящую воду положить мед и хорошо размешать. Когда жидкость остынет до 20° C, ввести дрожжи, лимонный сок или лимонную кислоту и оставить стоять на 10-12 ч. Остудить, разлить в бутылки и закупорить их.

Салат медовый

  • 2 моркови:
  • 2 яблока;
  • 8 – 10 грецких орехов;
  • сок 0,5 лимона,
  • 2 столовые ложки меда.

Натереть на крупной терке морковь и яблоки, добавить размельченные орехи и заправить медом и лимонным соком.

Монастырский мед

  • 1 кг. меда,
  • Зл. воды,
  • 2 ч. ложки хмеля.

Мед размешать с водой и кипятить на слабом огне в течение 3 час. В марлю положить хмель, небольшой камешек, и завязав ее узелком, опустить в кастрюлю с медом (камешек необходим для того, чтобы хмель не всплывал). Мед с хмелем кипятить 1 час, периодически, по мере выкипания, добавляя горячую воду.

Мед снять с огня и еще теплым процедить через марлю в стеклянную или деревянную посуду. При этом емкость должна быть заполнена не более чем на 4/5 объема. Посуду оставить в теплом месте (у печки, батареи) для брожения меда. Как правило, оно начинается через день-два после того, как мед сварен.

Когда мед побродит (перестанет шипеть), в него влить полстакана хорошо заваренного чая (1 ч. ложка заварки на 1 стакан кипятка). Затем мед, не мешая, процедить через фланель (лучше несколько раз).

Процеженный мед уже готов для употребления. Однако превосходный вкус он приобретет через год хранения в прохладном месте.

С МЕДОВЫМ СПАСОМ ВАС,ДРУЗЬЯ!

№6 Второй Спас называется Яблочным. 19 августа положено освящать яблоки.

19 августа Церковь отмечает двунадесятый праздник Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Празднование имеет большой духовный смысл. Прежде суеты вокруг фруктов, в этот день христианам положено исповедоваться и причаститься, чтобы посредством этих таинств и самим хоть чуть-чуть преобразиться. Евангельское событие повествует о том, как Спаситель на горе Фавор приоткрыл трем ученикам Свою Божественную сущность, показав тот свет, которым преобразится каждый, кто последует за Ним в Царствие Небесное.

А домашнее название «Яблочный Спас» связано с перешедшей от греков традицией благословлять в этот день плоды нового урожая винограда. В России виноград заменили яблоками, которые благочестивые христиане приносили в храм, испрашивая у Бога благословения на весь урожай. При этом благословляется не сам урожай, а человек, приносящий дары. Об этом читается в молитвословии: «молитва о приносящих начатки овощей глаголется над ними».

Итак, освящение яблок является доброй традицией.

№9 В народе говорят: нельзя есть яблоки от Пасхи до Яблочного Спаса.

Воздержание от яблок нового урожая является доброй православной традицией. Суть воздержания не в наложении поста на эти плоды, а в том, что созревший урожай следует сначала освятить (благословить), а потом уже вкушать. Если строить свою жизнь по принципу: «сначала – Богу, потом себе», то смысл воздержания становится понятным. В некоторых монастырях есть традиция благословлять урожай, как только созреет, а не ждать определенный день. При этом прошлогодние яблоки можно употреблять в любое время, так как они уже были освящены.

№10 Третий Спас дает «разрешение» на сбор орехов и торговлю холстами.

Третьим Спасом, «Спасом на холсте» называют торжества в честь Нерукотворного Образа, совершаемые на следующий день после Успения Пресвятой Богородицы – 29 августа. В народе его называют «Ореховым», а еще «Хлебным».

Православные в этот день вспоминают Перенесение Нерукотворного Образа Христова из Едессы в Константинополь (944 г.). Нерукотворным образ был назван потому, что не был написан. Божественный лик отпечатался на плате (убрусе), которым Господь во время земной жизни вытер лицо. Предание говорит: больной проказой сирийский правитель Авгарь получил исцеление, приняв с благоговением святыню. Он уверовал в Христа как в Сына Божия, хотя лично с Ним не встречался, за веру и получил дорогой подарок. 16 августа 944 года (ст. стиль) император Константин Багрянородный выкупил холст с Образом у правителя Едессы (арабского эмира) и с почестями доставил его в Константинополь. Впоследствии святыня была утеряна, но остались нерукотворные отпечатки. В Русской Православной Церкви Нерукотворный Спас стал одной из самых почитаемых и распространенных икон. После литургии в храмах освящают хлебные колосья и орехи, и это является доброй традицией.

Ореховый Спас (Третий, Хлебный, Холщовый)

Завершалась череда праздников 29 августа (к этому же дню заканчивался и Успенский пост). Наступал Ореховый спас – он же Третий или Хлебный.

Женщины ходили в леса запасаться орехами, мужчины убирали зерно. Поэтому на стол ставили свежевыпеченный хлеб, булочки, пирожки, крендельки и другие лакомства. Украшали его и орехами – их использовали в свежем виде или в составе различных блюд.

Внимательно следили и за погодой. Приметы на Ореховый спас были такими:

  • Если журавли полетели на юг – на Покров будет холодно (праздник выпадает на 14 октября).
  • Если пошел дождь с грозой – бабье лето будет продолжительным.
  • Если при сборе попался орех с червяком – жди беды.
  • Однако не все так плохо: если хочешь оградить себя от злых сил, возьми два ореха: первый съешь сам, а второй отдай первому встречному.

Также считается, что из ореховых ветвей нужно делать обереги, которые будут защищать от злых духов. А если человек попарится ореховым веником, то уйдут все болезни и сглазы.

№11 Освящение меда и плодов – это бессмысленные обряды и пережитки прошлого.

Неверное утверждение. Обрядами простые люди отмечали из череды будних дней значимый церковный праздник. Выделяя этот день определенными традициями, они приносили свой незамысловатый дар Богу. Как знать, может, мы и никогда не узнали бы о подвиге братьев Маккавеев, если бы не обычай нести для благословения в храм головки мака в день их памяти. Православие – религия не только для мудрецов. Пока мудрецы прошлого столетия с рвением исповедовали атеизм, малограмотные сельские труженицы бережно хранили традиции, эти маленькие лучики веры.

В наши дни нет препятствий для изучения духовного наследия, но в церковной жизни найдется место и корзинке с яблоками, и баночке с медом. Пусть они останутся приятным дополнением к духовной радости от понимания истинного смысла праздников:

ТРИ СПАСА – ЭТО ТРИ ПРАЗДНИКА В ЧЕСТЬ НАШЕГО СПАСИТЕЛЯ.

Рецепты

Ореховый хлеб

Ингредиенты:

  • молоко – 420 мл;
  • сухие дрожжи – 15 г;
  • соль – 2 ч. л.;
  • оливковое масло – 40 мл;
  • пшеничная мука – 500 г;
  • репчатый лук – 100 г;
  • грецкие орехи – 60 г.

Приготовление:

  1. Молоко слегка нагреть, растворить в нем дрожжи.
  2. В смесь добавить соль, оливковое масло, половину муки и замесить тесто. Остальную муку добавлять постепенно, пока тесто не станет отлипать от рук. В глубокой емкости оставить тесто накрытым в теплом месте на 1,5 ч – оно должно увеличиться вдвое.
  3. В сковороду налить оливковое масло, лук порезать довольно крупно и поджарить в сковороде до прозрачности, посолить и поперчить.
  4. Противень выстелить пергаментом, разложить орехи и поставить в предварительно разогретую духовку на 10 минут.
  5. Когда тесто подойдет, поместить в него орехи и лук.
  6. Пергамент положить на противень, смазать маслом, положить хлеб, кухонными ножницами сделать сверху хлеба надрезы в форме зигзага.
  7. Накрыть хлеб полотенцем и дать постоять еще 40-50 минут. Смазать сверху молоком.
  8. Нагреть духовку до 190 градусов и выпекать 45-50 минут, пока не подрумянится.


Ореховый хлебDepositphotos
Ореховая настойка

Ингредиенты:

  • грецкие орехи – 30-40 шт.;
  • водка – 1 л.

Приготовление:

  • Возьмите стеклянную банку объемом 3 литра, помойте ее и просушите.
  • Орехи хорошо промойте, разрежьте на четвертинки (небольшие плоды – пополам), положите в емкость.
  • Залейте водкой, плотно закупорьте пластиковой крышкой, уберите в прохладное помещение на 24 дня.

Считается, что такая настойка имеет лечебные свойства (компрессы и втирания для устранения болевых ощущений: суставы, кровоподтеки, выпадение волос, простуда и т. п.). В народе считается, что лучше использовать зеленые орехи.


Ореховая настойка, ликерDepositphotos

Ореховое ассорти с медом

Ингредиенты:

  • кешью – 50 г;
  • миндаль – 50 г;
  • фундук – 50 г;
  • грецкие орехи – 50 г;
  • кедровые орехи – 50 г;
  • мед – 250 г.

Приготовление:

  1. Микс из разных орехов (грецкие, кедровые, фундук, миндаль, кешью) предварительно промыть и обжарить в духовке.
  2. Выложить их в банку и залить ароматным медом.

Считается, что такая смесь также полезна для здоровья, укрепляет иммунитет и заряжает организм энергией. Кроме того, такое ассорти может прекрасно служить начинкой для домашней пахлавы или пирогов.


Ореховое ассорти с медомDepositphotos

Напомним, ранее 5.ua сообщал о ТОП-10 оригинальных и вкусных постных блюд.

Source link

Свежие записи

Пирог с яблоками из слоеного теста — 8 пошаговых рецептов в духовке Читать
Читать
Читать
Читать

Интересное о многом

психология, отношения, дети, игры, косметика, секс, гороскоп, здоровье, питание, карьера, уход, дом, Вязание спицами, вязание крючком, рукоделие

Mimipian23
Яндекс.Метрика
Top